Более 100 географических объектов Австралии носят имя Флиндерса - это подчеркивает вклад исследователя в освоение континента и составление его карт.
Мэтью Флиндерс родился в Линкольншире в 1774 г. в семье хирурга. В последующем он писал, что «проникся желанием уйти в море против желания моих друзей после прочтения «Робинзона Крузо». По совету одного из родственников, служившего на флоте, молодой Флиндерс приступает к изучению Евклидовой геометрии и учебников по навигации. В 1789 г. в возрасте 15 лет он поступает на службу в Королевский флот.
В 1791 г. мичман Флиндерс на борту шлюпа «Провиденс», которым командовал капитан Уильям Блай, участвовал во втором плавании за хлебным деревом на Таити. В задачу экспедиции входила переправка саженцев хлебного дерева с Таити на Ямайку, где оно должно было обеспечить питанием рабов. На Блая произвели впечатление способности молодого моряка, и он доверил Флиндерсу проведение важных картографических работ и наблюдений. В ходе плавания «Провиденс» зашел в бухту Адвенчур на восточном побережье Тасмании за припасами и водой. Именно здесь Флиндерс впервые познакомился с австралийскими водами.
После возвращения в Англию Флиндерс служил на «Беллерофоне» и 1 июня 1794 г. участвовал в Третьем сражении у Уэссана («Славном Первом июня»). На следующий год Флиндерсу представилась возможность получить должность мичмана на корабле «Рилайенс», на котором путешествовал вновь назначенный губернатор провинции Новый Южный Уэльс кэптен Джон Хантер. Также на борту находился и друг Флиндерса, хирург Джордж Басс. Последний купил и доставил на борт корабля лодку длиной всего шесть футов, которую друзья назвали «Том Тамб» (персонаж английского фольклора - Мальчик-с-пальчик).
В 1795-1796 гг. Флиндерс и Басс совершили две экспедиции в районе Порт-Джексона - естественной гавани Сиднея. Во время первой они на «Томе Тамбе» обследовали Ботанический залив (Ботани Бей) и реку Джорджес. Затем, уже на увеличенной версии своей лодки, они направились к югу от Порт-Джексона, в озеро Иллаварра - прибрежную лагуну площадью 12 квадратных миль. Флиндерс и Басс назвали ее «лагуной Тома Тамба».
В 1798 г. Флиндерсу, уже имевшему чин лейтенанта, губернатор Хантер отдал под начало шхуну «Норфолк», на которой тот должен был выяснить, является ли Тасмания (в то время - Земля ван Димена) частью материка или нет. Флиндерс и Басс совершили плавание вокруг Тасмании, определив, что она представляет собой остров, и обнаружили существование пролива, который был назван в честь Басса.
«Инвестигейтор»
В 1800 г. Флиндерс вернулся в Англию на борту «Рилайенса». Он опубликовал работу под названием «Описание побережья Земли ван Димена, пролива Басса и т. д.» и познакомился с влиятельным натуралистом и ботаником сэром Джозефом Банксом. Последний сам участвовал в исследовании Австралии во время первой экспедиции Кука.
Интерес Банкса к Австралии усиливался имперскими амбициями. Франция готовила экспедицию под руководством Николя Бодена для картографической съемки побережья, которое получило название Новая Голландия. Банкс использовал свое влияние, чтобы убедить Адмиралтейство в важности организации аналогичной британской экспедиции.
В январе 1801 г. Флиндерс принял командование исследовательским судном «Инвестигейтор». Это был переоборудованный угольщик, который сам Флиндерс описывал как «судно северной постройки, в три сотни и тридцать четыре тонны, которое имело большое сходство с описанием судна, рекомендованного кэптеном Куком как наиболее приспособленное к исследовательским экспедициям». «Инвестигейтор» стал первым судном, совершившим плавание вокруг Австралии.
В апреле Флиндерс сыграл свадьбу, но уже в июле вновь вышел в море на «Инвестигейторе». Примечательно, что, несмотря на войну между Англией и Францией, научный характер экспедиции Флиндерса позволил ему получить французский паспорт.
Плавание
6 декабря «Инвестигейтор» достиг мыса Лювин в Западной Австралии и направился на восток вдоль южного побережья. В феврале судно пришло в залив, которому Флиндерс дал название в честь графа Спенсера.
Также был открыт остров Кенгуру и нанесен на карту залив Сент-Винсент, названный в честь адмирала Джона Джервиса, графа Сент-Винсент. В марте Флиндерс встретился с французским исследователем Николя Боденом в районе залива Энкаунтер.
В мае Флиндерс добрался до Порт-Джексона. Он нанес на карту побережье Квинсленда и произвел тщательное исследование Залива Карпентария на северном побережье.
Затем он направился вдоль западного побережья и вернулся по южному берегу в Сидней в июне 1803 г. К этому моменту «Инвестигейтор» находился в плохом состоянии, и его пришлось оставить. Флиндерс отправился в Англию пассажиром на борту транспорта «Порпойз».
Мастерство Флиндерса как картографа демонстрирует эта карта Терра Аустралис (Австралии) 1798-1803 гг., на которой изображен пролив Басса.
Возвращение
К несчастью, судно разбилось у Большого Барьерного рифа, приблизительно в 700 милях к северу от Сиднея. Благодаря своим знаниям и мастерству Флиндерс по открытому морю привел шлюпку с судна обратно в Сидней. Вместе с ним спаслись и уцелевшие члены экипажа.
Для возвращения в Англию ему под командование отдали шхуну «Камберленд». Однако плохое состояние судна вынудило Флиндерса зайти для ремонта на контролируемый французами остров Маврикий. Флиндерс надеялся, что французский паспорт и исследовательский характер его работ позволят без труда продолжить путешествие. Но губернатор острова генерал Декэн заподозрил Флиндерса в шпионаже, кроме того эти два человека не смогли найти взаимопонимания. В результате Флиндерс был арестован и семь лет вынужденно провел на острове, хотя его и не ограничивали в передвижении по Маврикию.
Флиндерса освободили в июне 1810 г. под обязательство не принимать участия в боевых действиях. В Англию он попал в октябре того же года. Его здоровье было подорвано. Оставшиеся четыре года жизни он провел готовя к изданию сборник карт и книгу «Путешествие к Терра Аустралис». Именно эта книга способствовала появлению современного названия этой южной земли - Австралия.
Флиндерс скончался 19 июля 1814 г., ему было всего 40 лет. Атлас и книга вышли за день до смерти исследователя...
Комментарии (0)